Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. Наименование программы Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» Государственный орган, ответственный за разработку Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Государственные органы, ответственные за реализацию Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей Цель Программы Обеспечение развития эффективной и устойчивой системы охраны здоровья граждан, как основы социального благополучия и экономического процветания государства. Задачи 1. Укрепление здоровья населения на основе обеспечение санитарного благополучия, профилактики факторов риска, пропаганды здорового питания и стимулирования здорового образа жизни. 2. Обеспечение доступности, полноты и качества медицинских услуг на основе интегрированной системы здравоохранения, ориентированной на нужды населения 3. Модернизация национальной системы здравоохранения, обеспечение ее эффективности, финансовой устойчивости 4. Создание системы финансирования здравоохранения, основанной на солидарной ответственности государства, работодателя и граждан, путем внедрения обязательного социального медицинского страхования. Срок реализации 2016-2020 годы: 2 первый этап: 2016-2018 годы второй этап: 2019-2020 годы Целевые индикаторы К 2021 году: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Казахстан до 73 лет; снижение материнской смертности в 3 раза от уровня 2009 года; снижение младенческой смертности в 2 раза от уровня 2009 года; снижение общей смертности населения Республики Казахстан на 30% от уровня 2010 года снижение смертности от туберкулеза до 3,8 на 100 тыс.населения;- удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет в пределах 0,2-0,6% Источники и объемы финансирования На реализацию Программы в 2016-2020 годах будут дополнительно направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят __________ млн. тенге. По годам Всего Республиканский бюджет Местный бюджет Другие источники 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Итого: Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. ВВЕДЕНИЕ Настоящая Государственная программа «Денсаулық» на 2016-2020 годы (далее – Госпрограмма) разработана в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», Послания Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлыжол – путь в будущее» и Национального плана «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» является логическим продолжением предыдущих государственных программ реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы и «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы. Основные меры Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 (далее – Госпрограмма на 2005-2010 годы) были направлены на создание инфраструктуры отрасли. За этот период в республике было построено более 500 новых объектов здравоохранения, более 4000 больниц и поликлиник 3 капитально отремонтированы, закуплено современного оборудования на сумму свыше 75 миллиардов тенге. Одновременно проведены масштабные меры по обучению специалистов новым технологиям диагностики и лечения в ведущих клиниках ближнего и дальнего зарубежья. Основной задачей Государственной программы развития здравоохранения на 2011- 2015 годы «Саламатты Қазақстан» (далее - Госпрограмма «Саламатты Қазақстан») стало внедрение новых механизмов управления финансовыми потоками в отрасли и достижение эффективности системы экономически выстроенными способами взаимоотношений субъектов здравоохранения. Катализатором этих механизмов стало внедрение Единой национальной системы здравоохранения (далее – ЕНСЗ), предусматривающей обеспечение пациентам свободного выбора врача и медицинской организации, формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг и оплату медицинских услуг через Единого плательщика за каждого пролеченного пациента. За период реализации программы удалось построить новые отношения между горизонтальными и вертикальными уровнями системы, что отразилось, в первую очередь, в резком увеличении трансферта высоких технологий из зарубежных клиник, особенно в кардиохирургии и трансплантологии. В стране создан мощный Национальный медицинский холдинг, ставший главной лабораторией внедрения современных медицинских технологий, успешно прошедший международную сертификацию качества JCI и уже сегодня позиционирующий себя как центр медицинского туризма Казахстана. Все вышеописанные реализованные меры способствовали улучшению целевых показателей здоровья и достижению отдельных показателей Целей развития тысячелетия в области развития, в частности это касается значительного снижения младенческой и детской смертности, тренда к уменьшению материнской смертности и смертности от туберкулеза. Экспертами Международного Банка Реконструкции и Развития (далее – МБРР) в декабре 2014 года опубликован Отчет о результатах реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» и, по их мнению, результаты реализации 6 ее основных направлений выглядят следующим образом: 1) усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм – очень успешная; 2) повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья – довольно успешная; 3) совершенствование санитарно-эпидемиологической службы – довольно успешная; 4) совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения – очень успешная; 5) совершенствование медицинского, фармацевтического образования; развитие и внедрение инновационных технологий в медицине–успешная; 6) повышение доступности и качества лекарственных средств для населения, улучшение оснащения организаций здравоохранения медицинской техникой – успешная. Реализация Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» позволила внедрить в отрасли принципиально новые взаимоотношения: создан Единый плательщик услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) в лице Комитета по оплате медицинских услуг (далее - КОМУ); создан конкурентный рынок услуг ГОБМП, позволивший расширить долю частного сектора медицинских услуг до 24%, за счет чего удалось сместить приоритеты в 4 деятельности организаций здравоохранения от простого освоения бюджетных средств на результат; изменилось поведение пациентов со стимулированием их права выбора на основе критериев качества услуг и удовлетворенности. Количество граждан, воспользовавшихся свободным выбором стационара при плановой госпитализации, возросло в 2,3 раза и достигло в среднем 800 тыс. человек в год. В результате сокращено и перепрофилировано более 14 тыс. единиц коечного фонда; стала доступной высокоспециализированная медицинская помощь (далее - ВСМП), особенно в кардиохирургии, интервенционных вмешательствах и трансплантологии, позволившая увеличить объем ВСМП с 7000 в 2009 году до 60000 в 2014 году; внедрена Национальная скрининговая программа по 11 видам заболеваний, с начала реализации программы проведено более 102 миллионов скрининговых исследований: свыше 25 миллионов исследований с охватом более 12,7 миллионов человек в год; начаты мероприятия по внедрению профессионального менеджмента и повышению самостоятельности государственных поставщиков медицинских услуг, за последние 3 года обучено около 7 тысяч менеджеров, около 70% медицинских организации приобрели статус предприятий на праве хозяйственного ведения (далее - ПХВ); созданы механизмы обеспечения качества медицинских услуг: внутренний аудит, внешний контроль, аккредитация; внедрены международные правила оплаты медицинской помощи (клиникозатратные группы, комплексный подушевой норматив, глобальный бюджет); внедрена дифференцированная система оплаты труда медицинских работников, средняя заработная плата увеличилась в 2,4 раза; с 2014 года начато поэтапное усиление амбулаторно-поликлинического звена, внедрен минимальный комплексный подушевой норматив (КПН), сокращено неравенство в обеспечении ГОБМП, объем финансовых средств на ПМСП увеличился с 17% до 26%; развита транспортная медицина: в республике работают 49 передвижных мобильных комплексов, осматривающих ежегодно свыше 300 тысяч пациентов, 3 медицинских поезда с охватом более 200 тысяч человек и санитарная авиация, совершающая ежегодно около 1000 вылетов как внутри страны, так и за ее пределами. Главными качественными результатами реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» стали: численность населения в республике увеличилась до 17 417,5 тыс. человек; показатель ожидаемой продолжительности жизни вырос на 2,04 года от уровня 2010 года (68,41 лет) и составил 70,45 лет; снизилась общая смертность населения на 11,7% от уровня 2010 года (8,94 в 2010 году против 7,65 в 2014 году на 1 тыс. населения); увеличилась рождаемость на 10,3% (в 2014 году 23,20 на 1 тыс. человек населения против 22,54 в 2010 году). показатель материнской смертности снизился почти в 2 раза и составил 11,5 на 100 тыс. родившихся живыми против 22,7 в 2010 году; показатель младенческой смертности снизился на 40% и составил 9,83 на 1000 родившихся живыми против 16,54 в 2010 году; динамика снижения заболеваемости населения туберкулезом составляет 10% ежегодно, смертность снизилась более чем в 2,5 раза за 5 лет, что соответствует стратегии ВОЗ, противотуберкулезная служба максимально обеспечена средствами диагностики и необходимыми лекарствами на всех этапах лечения; удалось удержать распространение ВИЧ/СПИДа на концентрированной стадии (0,16% в 2009 г.), в связи с широким внедрением антиретровирусной терапии, отмечается тенденция снижения количества смертей от СПИДа в группе больных, получающих терапию. 5 Вместе с тем, итоги Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» наиболее четко продемонстрировали и имеющиеся недостатки системы, без решения которых дальнейшее улучшение здоровья граждан республики затруднительно. В первую очередь, это – слабый уровень ПМСП, и неадекватность нынешних принципов финансирования системы растущим ее потребностям. Кроме того, Казахстану, наряду со всеми странами мира, предстоит решение задач по глобальным вызовам, связанным с ростом продолжительности жизни населения, хронических неинфекционных заболеваний, что неизбежно приведет к дальнейшему росту потребления и структуры медицинских услуг. Президент страны Назарбаев Н.А. в своем Послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» определил здоровье как ключевой фактор развития государства, а также обозначил основной принцип развития системы здравоохранения, выраженный в солидарной ответственности государства, работодателя и работника за его здоровье. Перед страной поставлена новая задача по вхождению в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира, что означает и высокий уровень качества здравоохранения. Достижение этой цели требует от системы в короткие сроки сгруппировать свои усилия на построение новой, долгосрочной модели здравоохранения, основанной на лучших примерах собственного и международного опыта, которая будет обеспечивать доступность и качество медицинских услуг, сохраняя финансовую устойчивость при любых колебаниях мировой и отечественной экономики. Исходя из вышесказанного, настоящая Госпрограмма будет направлена на закрепление и развитие достигнутых успехов и решение имеющихся проблем в вопросах охраны здоровья, а также стать основой для планомерного и поступательного развития отрасли до 2050 года. 3.АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ Сравнительный анализ системы здравоохранения Республики Казахстан с моделями стран ОЭСР. При всей разности источников финансирования и систем управления основными отличительными особенностями моделей здравоохранения стран ОЭСР от нашей системы являются следующие. 1. Приоритет здоровья и развитие общественного здравоохранения. Обеспокоенность и повышенное внимание к неинфекционным заболеваниям (далее - НИЗ) - одна из характерных черт здравоохранения всех развитых стран, что обусловлено, прежде всего, устойчивой тенденцией роста заболеваемости, которая достигла довольно высоких показателей и в обозримом будущем будет нарастать. По данным ВОЗ здоровье человека зависит от системы здравоохранения всего на 10% и на 50% – от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, права выбора, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья. Профилактика предлагает самую эффективную по стоимости долгосрочную стратегию для борьбы с НИЗ. Солидарность в вопросах укрепления здоровья, активное участие гражданского общества в решении проблем здравоохранения являются одной из главных отличительных особенностей систем охраны здоровья стран ОЭСР. В Казахстане вопросы профилактической работы, наращивание усилий межсекторального взаимодействия по проблемам НИЗ, разработки и реализации специальных программ управления хроническими заболеваниями, направленных на повышение качества медицинских услуг на всех уровнях организаций здравоохранения находятся на начальном этапе. 6 2. Преимущественное развитие ПМСП в общем объеме выделенных средств на здравоохранение. Соотношение объемов финансирования ПМСП и стационара в странах ОЭСР составляет 34% - стационар и 61% - ПМСП. Международный опыт доказывает, что необходимый охват населения и эффективное оказание услуг ПМСП достигается при объеме финансирования на уровне не менее 40% от расходов на здравоохранение. В Казахстане 62% средств на оказание ГОБМП направляется на стационарный сектор и только 34% на ПМСП. По оценке международных экспертов на «стыках» между разными звеньями отрасли здравоохранения Казахстана находится основная часть зон неэффективности – рост нагрузки на узких специалистов, высокая доля необоснованных госпитализаций, дублирование диагностических исследований в поликлиниках и стационарах из-за низкой результативности работы первичного звена. Несмотря на повышение роли ПМСП в стране заметные сдвиги в улучшении оказания медицинских услуг в первичном звене пока не произошли. По своему техническому и кадровому оснащению этот сектор не смог стать центральным звеном в системе здравоохранения и обеспечить рациональное распределение этапов лечения на амбулаторном и стационарном уровнях. Наличие сильной ПМСП позволяет странам ОЭСР удерживать до 80% больных на своем уровне, становясь, таким образом, главным координатором всей системы, тогда как в нашей системе основной действующей структурой продолжает оставаться стационарный сектор. 3. Максимальный доступ населения к основным лекарственным средствам на уровне ПМСП. Роль лекарственного обеспечения существенна в сохранении и поддержании здоровья и поэтому в странах ОЭСР вопрос качества и безопасности лекарственных средств поднят до уровня национальной биологической безопасности. В странах ОЭСР, в среднем 80% средств от общего объема финансирования лекарственного обеспечения направляется на обеспечение пациентов лекарственными средствами на амбулаторном уровне. В структуре государственных расходов на лекарственные средства доля амбулаторного лекарственного обеспечения в Казахстане занимает всего 55%. Недостаточное лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне сдерживает развитие ПМСП и стимулирует избыточную госпитализацию в стационар. При этом, в странах-членах ОЭСР доля затрат на лекарственное обеспечение в общем объеме расходов стационаров не превышает 20% В настоящее время в Казахстане данный показатель доходит до 50 %. Кроме того, недостаточное владение методами оценки доказанной эффективности медицинскими организациями, факты включения в лекарственные формуляры препаратов с низкой экономической и клинической эффективностью, приводят к формированию списка лекарственных средств, не отражающих реальную потребность. В итоге у медицинских организаций возникает дефицит по одним видам лекарственных средств, и профицит – по другим. 4. Высокая трудовая мотивация и профессионализм медицинского персонала. В Казахстане среднемесячная номинальная заработная плата врача составляет около 125 000 тенге, что почти в 16 раз ниже, чем странах ОЭСР (около 2 000 000 тенге). Это обуславливает непрестижность профессии и слабую трудовую мотивацию медицинских работников Казахстана. Следует также отметить слабую зависимость оплаты труда от его интенсивности и результата, а также от квалификации работников. 7 Профессиональный уровень среднего медицинского персонала все еще оставляет желать лучшего, виной чему устаревшие методы их обучения, низкий престиж профессии и неудовлетворительная заработная плата. Все ещё недостаточен уровень мотивации медицинских организаций и персонала к интенсификации труда, снижению себестоимости услуг, повышению их качества. Дифференцированная оплата труда производится за счет вакантных ставок и сохраняющегося дефицита специалистов, особенно в сельском здравоохранении. Вопрос подготовки менеджеров остается на низком уровне, что является одним из главных факторов неэффективности службы. Назначения на должности руководителей медицинских организаций, органов управления отраслью происходят без учета квалификационного уровня кандидатов и его способности управлять системой. Практически около 50% менеджеров на местах не соответствуют установленным квалификационным требованиям. 5. Приоритет медицинской науки. В большинстве стран ОЭСР доля внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме ВВП составляет около 3%. В Казахстане, несмотря на рост объема финансирования НИОКР с 2000 года в 5 раз, доля внутренних затрат составила 0,26% от ВВП республики. Также стоит отметить, что в развитых странах расходы частного сектора на научные исследования (60-70%) превосходят государственные затраты. В Казахстане пока еще сохраняется инверсная структура с преобладанием роли государственного сектора финансирования НИОКР. 6. Высокий уровень и солидарный принцип финансирования здравоохранения. Общие расходы на здравоохранение в среднем по странам ОЭСР составляют 8%. Для обеспечения эффективности функционирования системы здравоохранения ВОЗ рекомендует выделять как минимально необходимую величину 6—8% от ВВП при бюджетном финансировании в развитых государствах и не менее 5% от ВВП в развивающихся странах. Доля расходов Казахстана, как указывалось выше, всего 3,8%. 7. Низкий уровень частных расходов на здравоохранение. В странах ОЭСР удельный вес частных расходов на получение медицинских услуг составляет 19,6%; ЕС - 16,3%. Несмотря на растущее финансирование и внедрение передовых методов оплаты медицинских услуг, в Казахстане в 2014 году данный показатель составил 35,4% от общих расходов на здравоохранение, Уровень расходов населения на медицинское обслуживание, превышающий 20%, по утверждению ВОЗ является признаком финансовой неустойчивости системы здравоохранения и высокого риска для населения. Сохранение значительного объема частных расходов при наличии ГОБМП свидетельствует о дефиците средств, направляемых в систему. Недостаток финансирования и издержки новых методов оплаты медицинских услуг привели к «перетоку» ресурсов и наиболее квалифицированных кадров из первичного звена (ПМСП) в стационары, а в стационарах - преимущественно в отделения, оказывающие ВСМП. 8. Развитая информационная система. Мировая тенденция развития здравоохранения тесно связана с развитием ITтехнологий. В странах ОЭСР идет активный процесс внедрения новых коммуникативных технологий, позволяющих значительно упростить взаимоотношения между врачом и пациентом. Развитие смарт-медицины становится главным трендом развития отрасли. В Казахстане, несмотря на заметный прогресс в области внедрения в отрасль современных информационных технологий, создание ряда порталов, улучшение 8 обеспечения компьютерной техникой, разработанные и внедренные веб-приложения направлены только на решение отдельных вопросов финансирования и управления системой здравоохранения. Имеющиеся базы данных разобщены, что препятствует интеграции и преемственности различных уровней и службы здравоохранения. Доля компьютеризированных рабочих мест в отрасли остается низкой. В 2010 году в пилотных регионах по внедрению ЕИСЗ этот показатель составил: Акмолинская область – 84%; г. Астана – 68%; г. Алматы – 36%. В 2014 году количество рабочих мест составило 87 729, из них оснащенных информационными технологиями – 57 537, таким образом, средняя оснащенность составила 65,58% - то есть одна треть медработников не имеют доступа к компьютерам на рабочем месте. Как следствие вышеуказанных проблем остается недостаточным качество услуг. Исходя из этого, учитывая различия между системой здравоохранения нашей страны и стран ОЭСР, в настоящей Госпрограмме предполагается заложить основы форсированного развития отрасли для обеспечения соответствия уровня здравоохранения уровню стран ОЭСР, для чего экономика республики имеет все необходимые ресурсы. Возможности: политическая поддержка государства на самом высоком уровне и гарантия исполнения взятых социальных обязательств; стабильность экономики и рост ВВП страны; развитие мировой медицинской и фармацевтической науки, появление новых методов диагностики и лечения заболеваний с возможностью их трансферта в страну; инвестиционная поддержка Всемирного банка и других международных финансовых институтов; широкий доступ к новым эффективным международным технологиям управления в области здравоохранения; наличие необходимой основы информационных технологий в секторе здравоохранения. Угрозы: рост хронических болезней и возникновение новых, ранее не известных заболеваний; дальнейшее ухудшение глобальной экономической ситуации; наличие природных очагов особо опасных инфекций на территории страны и ослабление роли санитарно-эпидемиологической службы; растущие затраты на здравоохранение, не покрываемые за счет только бюджетных средств, высокий уровень неформальных и частных платежей; проблемы качества питания населения и нигилизм в отношении профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни. 4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Цель: Обеспечение развития эффективной и устойчивой системы охраны здоровья граждан, как основы социального благополучия и экономического процветания государства Задачи: 1.Укрепление здоровья населения на основе обеспечение санитарного благополучия, профилактики факторов риска, пропаганды здорового питания и стимулирования здорового образа жизни. 9 2. Обеспечение доступности, полноты и качества медицинских услуг на основе интегрированной, пациент-ориентированной системы здравоохранения 3. Модернизация национальной системы здравоохранения, обеспечение ее эффективности, финансовой устойчивости 4. Создание системы финансирования здравоохранения, основанной на солидарной ответственности государства, работодателя и граждан, путем внедрения обязательного социального медицинского страхования. Достижение поставленных задач будет измеряться следующими целевыми индикаторами: Целевые индикаторы ед. изм. 2014 (факт) 2015 (оценка) 2016 2017 2018 2019 2020 Увеличение ожидаемой продолжительности жизни Количество лет 71 71,4 71,8 72,2 72,6 72,77 73 Снижение материнской смертности в 3 раза от уровня 2009 года на 100 тыс. родившихся живыми 12,4 11,8 11,2 10,6 10,1 10 9,7 Снижение младенческой смертности в 2 раза от уровня 2009 года на 1000 родившихся живыми 11,2 10,6 10,1 9,6 9,1 9,05 9,03 Снижение общей смертности на 30% от уровня 2009 года на 1000 населения 7,65 7,35 7,1 6,9 6,7 6,5 6,3 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ И МЕРЫ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ ГОСПРОГРАММЫ Основные направления реализации: 5.1. Развитие общественного здравоохранения, как основы охраны здоровья населения; 5.2. Интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд населения на основе модернизации и приоритетного развития ПМСП; 5.3. Обеспечение качества медицинских услуг; 5.4. Реализация Национальной политики лекарственного обеспечения; 5.5. Совершенствование системы здравоохранения на основе внедрения солидарности и повышения ее финансовой устойчивости; 10 5.6. Повышение эффективности управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения; 5.7. Обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства, инноваций и современных информационнокоммуникационных технологий;
3. 5.1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КАК ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
4. 5.1.1. Создание службы общественного здравоохранения путем интеграции функций санитарного и эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями, пропаганды здорового питания и стимулирование здорового образа жизни. Укрепление и охрана здоровья населения требует не только развития соответствующих стратегий и мобилизации ресурсов в различных секторах жизнедеятельности, но и создание устойчивой и эффективной институциональной основы для обеспечения интеграции деятельности государства, общественности и населения в этом направлении. В соответствии с лучшим международным опытом, основой дальнейшего развития системы здравоохранения станет создание системы общественного здравоохранения (СОЗ), на основе интеграции санитарно-эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания. Основными функциями СОЗ станут: повышение информированности населения и его вовлечение в мероприятия по профилактике и снижению вредного воздействия различных факторов окружающей среды, нездорового питания и поведенческих рисков; обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора и мониторинга, включающего контроль за инфекционными и основными социально значимыми неинфекционными заболеваниями, в том числе за нарушениями психического здоровья и травматизмом; обеспечение, координация и расширение межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения страны; обеспечение соблюдения законодательства и других правовых норм в области охраны здоровья и эпидемиологической безопасности; внедрение международных систем долгосрочного моделирования и прогнозирования развития заболеваний на популяционном (национальном) и региональном уровнях. Служба станет образовательной площадкой для обучения населения гигиеническим и противоэпидемическим навыкам на протяжении всей жизни и консультативноорганизационным центром по изучению и ведению малого и среднего бизнеса в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Деятельность СОЗ будет тесным образом интегрирована с ПМСП, соответствующими научно-исследовательскими организациями и программами. Одной из ключевых целей деятельности СОЗ станет повышение ответственности населения за свое здоровье на основе рационализации питания и стимулирования здорового образа жизни, развития санитарной, репродуктивной и физической культуры, пропаганды правильного питания. Это будет обеспечено мероприятиями по информированию и просвещению граждан, расширению их возможностей в вопросах персонального здоровья и общественного здравоохранения. 11 Для этого будут внедряться инновационные технологии социального маркетинга на основе научно-обоснованных разработок в области поведенческой психологии и экономики, с активным вовлечением традиционных средств массовой информации и современных социальных медиа - ресурсов и сетей. При этом борьба с НИЗ будет проводиться на основе международных апробированных технологий в соответствии с Глобальным планом действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними на 2013-2020 годы, Рамочной Конвенцией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейской стратегии по борьбе против табака, Планом действий ВОЗ в области пищевых продуктов и питания на 2015– 2020 годы. Другой ключевой задачей СОЗ будет повышение эффективности санитарноэпидемиологического надзора и контроля, реализация дальнейших мер по противодействию распространения и снижению последствий особо опасных инфекций, туберкулеза, ВИЧ/СПИД. Пересмотр перечня мониторируемых инфекций и определение перечня неинфекционных болезней будет проводиться на постоянной основе с учетом эпидемиологической ситуации. Особое внимание будет уделяться вопросам профилактики инфекционных заболеваний, на основе организации и координации всей работы по иммунопрофилактике детского и взрослого населения в стране в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Еще одной задачей санитарно-эпидемиологической службы будет являться перманентный мониторинг за вновь возникающими особо опасными инфекциями в странах мира и обеспечение мероприятий по санитарной охране границ и территорий республики, направленных на недопущение завоза и распространения особо опасных инфекций и опасных грузов в страну. Наряду с обеспечением безопасности питания в целом, СОЗ будет осуществлять особый контроль за качеством питания детского и подросткового населения в дошкольных и средних учебных заведениях. Будут обеспечены информационные и регуляторные основы санитарной, эпидемиологической, радиационной и химической безопасности населения. Вместе с тем, система общественного здравоохранения в среднесрочном периоде станет институциональной основой межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения
5. 5.1.2. Развитие межсекторального взаимодействия, направленного на воздействие на социальные детерминанты здоровья человека Межсекторальное взаимодействие будет нацелено на снижение факторов риска возникновения заболеваний и предусматривает комплексные меры, направленные на: повышение уровня образованности населения в вопросах ведения и формирования здорового образа жизни; снижение потребления алкоголя, табака, наркотических и психотропных средств; здоровое сбалансированное питание; рост числа регулярно занятых физической культурой и спортом; снижение дорожно-транспортных проишествий; обеспечение безопасного детства, совершеннолетия и старости внедрением психолологических услуг в системе образования и здравоохранения; создание безопасных условий труда и быта; уменьшение загрязнения воздуха, воды и почвы, снижение уровня шума с учетом данных мониторинга их влияния на состояние заболеваемости населения и разработке мероприятий по их снижению. 12 В рамках развития межсекторального взаимодействия будет обеспечено проведение согласованной политики охраны и укрепления здоровья населения на всех уровнях управления, в том числе путем интеграции целей и задач данной Госпрограммы с другими государственными и отраслевыми программами, стратегическими планами развития регионов и отраслей. Будут разработаны и внедрены эффективные методы планирования, финансирования, реализации и мониторинга мероприятий межсекторального и межведомственного взаимодействия, направленные на охрану здоровья населения, на основе широкомасштабного вовлечения государственных органов, гражданского общества, бизнеса и работодателей, средств массовой информации и коммуникаций, научных и образовательных институтов. В рамках совместной работы с другими секторами будет создана единая межведомственная система мониторинга и управления факторами риска, влияющими на здоровье населения. Кроме того, совместно с местными исполнительными органами будут разработаны и реализованы комплексные меры по социальной мобилизации, предусматривающие внедрение механизмов взаимодействия с населением, особенно с молодежью, с организованными коллективами, образовательными учреждениями для реализации программ по укреплению здоровья. Приоритетной задачей межсекторального взаимодействия станет реализация комплексных мер по охране материнства и детства, в том числе снижение детского травматизма; укрепление ментального и репродуктивного здоровья детей и молодежи. В рамках межсекторального взаимодействия необходимо обеспечить реализацию комплексных мер, направленных на обеспечение населения доступным, качественным и безопасным жильем, полноценными услугами жилищно-коммунального хозяйства (водообеспечение и водоотведение, канализация, утилизация бытовых отходов, тепло и энергообеспечение и др.). Будет продолжена активная реализация мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, в том числе борьба с загрязнением воздуха, почвы и природных резервуаров воды. СОЗ совместно с организациями ПМСП, местными исполнительными органами и работодателями будут разработаны и внедрены комплексные подходы по защите здоровья человека на рабочем месте, борьбе с профессиональными болезнями на основе современных стандартов и трансферта передовых технологий, повышению доступности и качества медицинской помощи при профессиональной патологии. Одной из важнейших задач межсекторального взаимодействия станет создание условий и справедливых возможностей для рационального питания, здорового и безопасного образа жизни, включая стимулирование физической активности и пропаганду физкультуры и спорта.
6. 5.2. ИНТЕГРАЦИЯ ВСЕХ СЛУЖБ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОКРУГ НУЖД ПАЦИЕНТА НА ОСНОВЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ ПМСП.
7. 5.2.1.Модернизация и приоритетное развитие ПМСП Дальнейшее развитие ПМСП предусматривает углубление мер, направленных на формирование универсальной, интегрированной, социально ориентированной, доступной и организованной помощи на первичном звене. 13 Универсальность первичной медицинской помощи будет обеспечиваться за счет поэтапного перехода к семейному принципу обслуживания. Семейный принцип обслуживания будет предусматривать наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде, с акцентом на профилактику. Семейный принцип обслуживания на первом этапе (до 2020 года) будет осуществляться врачами общей практики (ВОП) и/или мульти-дисциплинарными командами из числа ныне действующих участковых врачей (терапевтов, педиатров, гинекологов), в зависимости от кадровой оснащенности конкретного региона. По мере роста оснащенности врачами обшей практики и их компетенций, они будут замещать мульти-дисциплинарные команды. В процессе дальнейшего развития - ВОП станут координаторами лечебного процесса не только для профильных специалистов поликлиник, но и стационаров. Вместе с тем, будет предусмотрена возможность сохранения терапевтических и педиатричесих участков в густонаселенных регионах с достаточным кадровым оснащением. С целью обеспечения преемственности оказания медицинской помощи будет обеспечена полная интегрированность ПМСП с другими уровнями и службами здравоохранения. Так, специалисты ПМСП будут координировать оказание медицинской помощи, включая услуги профильных специалистов, направление в стационар, а также проводить мониторинг своевременность и полноту оказания медицинской помощи всеми службами отрасли и при необходимости выступать в роли про?

^